На чемпионате РК Национальной лиги БК «Астана» встретиться с БК «Синегорье»

01.11.2018

Как Павел Воржев хотел завершить карьеру, но в итоге стал спринтером №1 в казахстанском велотреке»

Велотрек в Казахстане постепенно выходит на новый уровень. Появились новые методики подготовки, условия, необходимые для качественных результатов на международной арене. Это позволило команде обрести совершенно другие цели: амбициозные, серьезные. Такие, которые раньше еще казались чем-то фантастическим. Например, участие на Олимпиаде в спринте.

В других видах велотрека подобная планка была взята. На Играх-2016 выступил Артем Захаров. И сейчас на подходе спринтеры, где лидером является Павел Воржев. Это на сегодняшний день он лучший казахстанский спринтер. Однако некоторое время назад спортсмен был на грани ухода из спорта. В интервью Olympic.kz Воржев вспоминает тот сложный период, рассказывает о главных успехах, а также отмечает положительные изменения в казахстанском велотреке.

— Павел, как для вас складывается текущий сезон?

— Пока сложно судить, так как сезон еще не завершился. В треке, в принципе, сезон никогда не завершается (смеется). Все время гонки, гонки, гонки, набор очков. В целом, все идет неплохо. Основная цель в этом году была Азиатские игры. Но перед Азиадой на Кубке Китая я получил серьезную травму и не смог показать тот максимум, на который я способен.

— Какой результат рассчитывали показать на Азиатских играх, если бы не травма?

— В условиях такой плотной конкуренции каждый, кто выходит на старт, может быть победителем, потому что любое малейшее движение, какая-то мельчайшая ошибка очень сказывается. У многих есть травмы, при сильных нагрузках они могут дать о себе знать. Кто лучше восстановился перед важным стартом – у того шанс выиграть выше.

— Какое выступление в этом году считаете наиболее успешным?

— Чемпионат Азии, наверное (стал первым в истории казахстанского спринта гонщиком, который смог преодолеть 10-секундный рубеж в гите 200 метров). И Кубок мира во Франции – там заехал седьмым в кейрине. Да, седьмое место – это малый финал, но это была победа. В этом заезде я опередил чемпиона мира Мэттью Глецера. Это было очень ярко и запомнилось.

— А какой результат за карьеру считаете наиболее успешным?

— Как раз-таки этот результат на Кубке мира. Да, у меня есть медали с международных соревнований, с континентальных, но на этом Кубке мира была конкуренция среди сильнейших, собралась вся элита. И я занял 7-е место.

— В Казахстане довольно долгое время спринт на велотреке оставался в тени и вы застали этот период. Расскажите, как это было?

— У нас не было тренера, не было систематической подготовки. Каждый готовился сам. Не было такого, что централизованно спринтеры собирались и шли по определенному плану. Раньше было так – месяц потренировались, потом всех распустили, все поехали домой. Кто чем хочет, тем и занимается. Кто-то вообще ничего не делает.

— Вы ведь всерьез задумывались над тем, чтобы оставить спорт. Что дало силы продолжать?

— Я люблю свое дело и хочу заниматься им до последнего. Есть определенные амбиции, цели. В тот период не было поддержки, было сложно. Я понимал, что время идет, а у меня за спиной ничего нет. Теперь, к счастью, все изменилось. Появились заинтересованные люди, в первую очередь, это наш тренер (прим. автора – Валентин Савицкий), который старается донести, что спринт на велотреке – это важный и медалеемкий вид спорта.

— Что вас так вдохновляет в велоспорте?

— Я живу этим. Дни без тренировок, без трека, без гонок для меня невыносимы. Я не знаю чем себя занять. Могу максимум день посидеть.

— Курс на серьезное развитие спринтерских дисциплин в велоспорте на треке был взят два года назад. Что изменилось за эти пару лет?

— Многое изменилось. Появилась система с планом на годы вперед. Появились сборы. Появились новые спортсмены в сборной. Раньше, по сути, в Казахстане нас было двое – я и Заки Султанов. Теперь в спринте появились новые лица. Подход к тренировкам, конечно же, кардинально изменился.

— Велосипедисты в самом начале своей карьеры чаще выбирают шоссе, нежели трек или МТБ, потому что шоссе в Казахстане является более развитым видом спорта. Если говорить о велоспорте на треке, опять же, предпочтение отдается темпу, нежели спринту. Вы сами как считаете, есть ли смысл юношам, девушкам идти в спринт?

— Конечно, есть. Сейчас пошло очень сильное развитие. С каждым годом спринтеров становится больше. Кстати, это не только в Казахстане. Это в целом мировая тенденция. Почему голландцы так успешно выступают? Они на прошедшем Кубке мира во Франции выставили одну команду на командный спринт и выиграли, а на втором Кубке мира приехали уже с двумя командами и заняли первое и второе место. Если они добавят еще двух гонщиков, то могут забирать весь пьедестал. То есть в Голландии больше спортсменов конкурентоспособных. А у нас не хватает людей. В России, например, кузницей спринта считаются Тула и Санкт-Петербург. В Туле в 8 утра уже дети занимаются на треке, и их тренируют целенаправленно к спринту.

— Раз уж мы заговорили о тренировках — как проходят будни спринтера?

— Чтобы все рассказать – нужно будет очень много времени. В общих чертах – тренировки два раза в день, круглый год, один день выходной – в понедельник.

— Сколько у вас длится отпуск?

— За последние два года отпуска не было. Бывало такое, что отдыхал максимум дней пять-семь. Не дольше. Но дни отдыха значат, что я меняю род деятельности. Тренируюсь в зале, например. Летом на шоссе можем выехать – на аэробные тренировки. Или тренируюсь, как обычно, но не два раза в день, а через день.

— Как вы предпочитаете проводить единственный выходной?

— Просто ничего не делать. Высыпаться.

— Какому виду отдаете предпочтение?

— Никакому. Езжу всё. Нравятся все виды – и индивидуальные, и командные.

— Вернемся к Кубкам мира. Прошедший Кубок мира во Франции стал первым соревнованием, где можно было заработать очки для лицензии на участие в Олимпийских играх. Каковы шансы отобраться на Олимпиаду?

— На прошлую было легче отобраться, чем на эту. Система отбора изменилась. Раньше можно было от континента отобраться, еще как-то, сейчас такого нет. Усложнилась система. Сейчас нужно проехать Кубки мира. Нужно попадать в Олимпийском рейтинге в топ-14 лучших гонщиков планеты в индивидуальных видах по итогам участия в Кубках мира, чемпионатах Азии и чемпионатах мира. Это посильная задача. Этапы Кубка мира в этом году я начал на 16-й позиции, к примеру.

— Что помешало отобраться на Олимпиаду в Рио?

— Когда только открылся набор очков на Кубки мира – этот момент был упущен. Я ездил на Кубки мира прицепом с темповиками, своего тренера у меня не было. Я был сам по себе. Если бы занялись в тот момент, то можно было бы отобраться. А на эту сложнее, но все шансы есть.

— Какие качества должны быть быть у спринтера?

— Это сложно сказать. Кто-то выигрывает за счет силы, кто-то выигрывает за счет тактики. Голландец Хавьер очень талантливый, от природы у него такая физиология. Он может позволить себе какие-то ошибки допустить и за счет здоровья может эти ошибки свести на нет. А у кого-то, наоборот, здоровье не такое как у него, зато он грамотно заезд может построить. Думаю, одно из основных качеств – умение быстро принимать решения. В спринте очень короткие гонки. И ты никогда не знаешь, что предпримет твой соперник. Перед гонкой можно какую-то стратегию запланировать, но во время заезда она разрушится за доли секунд, потому что соперник может сделать что-то, чего ты не ожидал. К этому нужно быть готовым.

— Какую цель ставите перед собой на ближайшее время?

— Поехать на Олимпиаду и там бороться за медали.

Напомним, на последнем этапе Кубке мира (19-21 октября) Воржев показал лучший результат среди казахстанских гонщиков. Он занял седьмое место в кейрине.

Поделиться: